Давайте выясним, почему мы любим интернет-мемы и действительно ли они выигрывают у шуток Что такое мемы Когда люди слышат слово "мем", первое, о чем они думают, - это смешные фотографии кошек или кадры из фильмов, которые пересылают своим друзьям и коллегам в чатах.

На самом деле это гораздо более широкое понятие. Термин "мем" был придуман британским биологом и популяризатором науки Ричардом Докинзом в году. В книге "Эгоистичный ген" он предположил, что человеческая культура следует законам биологической эволюции.

Если в биологии гены копируют сами себя и передаются от человека к человеку, то должен существовать аналогичный термин для единицы культурного наследия. Так появилось слово "мем". Под ним Докинз подразумевал идеи, тенденции, навязчивые мелодии, модные выражения и крылатые фразы, популярные в обществе. В своих мемуарах Докинз пишет: "Слово "мем" имеет подходящий греческий корень, но я ищу односложный термин, который звучит как "ген".

Я надеюсь, что мои друзья-классицисты простят меня за сокращение слова "мем". Как вариант, оно может быть связано с английским словом memory. С появлением Интернета это понятие приобрело иное значение, привычное для нас и отличное от того, которое существует в исследовательской среде. Второе толкование описано в Кембриджском словаре: "Мем - это идея, изображение, видео и так далее, которые очень быстро распространяются в Интернете". Именно в таком значении интернет-мемы были впервые упомянуты в годичной подборке статей ученых из Массачусетского технологического института.

Что общего у интернет-мемов с шутками Они заставляют нас смеяться. Роберт Манкофф, редактор Cartoon Network в The New Yorker, давно исследует роль юмора и утверждает, что невозможно, чтобы что-то смешное было абсолютно нормальным.

В шутке есть отклонение, своего рода incongruity, то есть непоследовательность, нелогичность, противоречие. Это характерно как для мемов, так и для шуток. Дарья Радченко, старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики РАН: "Мне ближе всего теория комического - теория неконгруэнтности. В шутке мы сталкиваемся с неким внутренним противоречием, которое разрешается не так, как мы ожидаем.

Например, анекдот: "Летели два крокодила. Один - зеленый, другой - на север". Это вызывает у нас смех не потому, что крокодилы не летают. Но потому, что, во-первых, в шутке это представлено как тривиальное знание, а во-вторых, разные классификации несопоставимы: один зеленый - свойство цвета, другой летит на север - свойство совершенно другого типа.

В этом смысле анекдоты и мемы работают точно так же. Это все фольклор. Многие привыкли думать, что под этим термином подразумеваются былины, сказки, частушки, народные песни. Но на самом деле анекдот также определяется как жанр городского фольклора, а мемы относятся к цифровому народному творчеству. Они помогают распознать "своих". Анекдоты и мемы позволяют ощутить чувство принадлежности к определенной группе. Принимая или отвергая анекдот, группа определяет свое место в обществе, заявляет о своих взглядах и интересах.

Полина Колозариди, интернет-исследователь, координатор Клуба любителей интернета и общества, преподаватель НИУ ВШЭ: "Мемы рассчитаны на здравый смысл, на то, что их содержание будет быстро распознано.

Отчасти это похоже на шутку: в обоих случаях это способ поделиться чем-то, что быстро становится важным и понятным, и это способ почувствовать себя вместе. В этом легко убедиться, если зайти в онлайн-пространство, где много людей, которые отличаются от вас, например, другим возрастом или другими интересами. Их мемы, смешные и очевидные для группы, вряд ли смешны для незнакомцев". Мы не знаем, кто их придумал. Вряд ли можно найти хоть один интернет-мем или анекдот с указанием авторства.

По мнению Светланы Канашиной, кандидата филологических наук, это дает возможность создателям шуток и смешных картинок выражать свои мнения и эмоции без оглядки на общественную мораль и без какой-либо ответственности. Отрасль 4. Они реже рассказываются в компании друзей или коллег и ассоциируются со старшим поколением. Молодые люди предпочитают спонтанный и ситуативный юмор анекдотам. По мнению авторов исследования, это связано с изменившимся типом общения, которое все чаще переносится в социальные сети и мессенджеры.

Ассоциации с эпохой до интернета Как отмечает кандидат филологических наук Василий Химик, массовая популярность анекдота пришла еще в советское время. Евгений Соколов, кандидат философских наук, также утверждает, что шутка - сугубо русско-советское изобретение, своего рода "советское ноу-хау", мало воспроизводимое в других культурных опытах. Александра Архипова, социальный антрополог Российской академии народного хозяйства и государственной службы: "Действительно, шутка очень распространена в культурах, где она выполняет не только развлекательную функцию, но и является способом выразить свое мнение, не подвергаясь за это наказанию.

Например, я рассказываю анекдот о Фиделе Кастро или о Сталине. При этом я как будто выражаю чужое мнение, а не то, что думаю сам. Таким образом, шутка становится "оружием слабых". Этот термин относится к текстам или действиям, с помощью которых люди воспроизводят впечатление о классе, который их угнетает. При этом делается все, чтобы избежать ответственности за это. Как правило, в тоталитарных и авторитарных культурах, где представители власти контролировали пространство публикаций, эти высказывания носили вербальный характер.

На Кубе до сих пор существует чудовищное количество устных анекдотов. Дешевые сборники анекдотов разрушили репутацию жанра Многие помнят тоненькие книжечки анекдотов, которые продавались в поездах и электричках или хранились у бабушки на антресолях. В 1920-е годы ими были забиты все полки. По мнению культуролога Олега Борисова, такие брошюры "теряют смысл анекдота, окруженного магическим ореолом", оставляя фигуру речи без прямого действия и соучастия.

Анекдот перестает быть анекдотом и становится рекультивированным материалом, место которого - в архивах. Социальная экономика Что такое ностальгия и как она влияет на поп-культуру Длинные шутки-монологи навевают скуку Анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные истории.

Анекдоты воспринимаются как неоправданно длинные.

Длинные вступления и развернутые описания требуют большего внимания, но не гарантируют смешной развязки. Дарья Радченко: "Существует тенденция к сжатию и обертыванию смыслов. К тому времени, когда вы дочитаете до конца, это уже не смешно".

Анекдоты 20 века обычно представлены в кристаллизованной сюжетно-диалоговой форме и в три раза короче. Но сейчас нам нужен либо короткий текст, либо интернет-мем. В нем "упаковано" много сообщений. В одной картинке не одна шутка, а много шуток.

Почему мемы захватывают умы Мемы отчаянно борются за наше внимание, соревнуясь друг с другом. Выживают те, кто может меняться и адаптироваться к нормам общения.

В борьбе за существование с другими жанрами, такими как анекдоты, мемы имеют свои собственные "эволюционные" преимущества. Появление бриф- и визуальных мемов идеально вписывается в контекст эпохи Интернета. С появлением технологий общение ускорилось и упростилось. У людей часто не хватает времени на то, чтобы подробно объяснять свои чувства по поводу событий.

Сейчас, вместо того чтобы набирать длинный текст, мы отправляем картинку, и нас мгновенно понимают. Как утверждает лингвист Максим Кронгауз, "мему очень легко сразу захватить огромное пространство". Американский философ и культуролог Генри Дженкинс считает, что с развитием интернет-технологий у человека появился невероятный опыт: каждый из нас, будучи лишь потребителем культурных смыслов, может стать их соавтором.

Кто-то пишет посты, кто-то фотографирует, а кто-то создает и изменяет интернет-мемы. Вокруг мемов существует сообщество создателей, распространителей и читателей, которые равны в своих авторских правах. Дарья Радченко: "Мемы работают на основе того, что мы называем "культурой участия". Это ситуация, в которой мы становимся не только потребителями культурного продукта, но и со-творцами.

Для нас это большая ценность. Механизм, который облегчает нашу работу по производству культурных смыслов, оказывается чрезвычайно важным. Понятно, что когда мы пересказываем анекдот, мы участвуем в фольклорном со-творчестве: мы что-то добавляем и вычитаем, рассказываем его другими словами, меняем имена персонажей и так далее.

Но эти вариации остаются в рамках конкретного текста, если только мы не сочиняем новый анекдот по жесткой модели. Мем же, напротив, позволяет наполнить общую "рамку" новым смыслом.

Новые интернет-мемы появляются очень быстро По словам лингвиста Майкла Кронгауза, механизм создания мемов работает постоянно и с гораздо большей скоростью, чем раньше. Кроме того, на разнообразие забавных картинок влияет их трансформируемость: изображение и фраза, составляющие мем, могут "раздвоиться" и обрести собственную жизнь.

Иллюстрация получает другую надпись, и наоборот. Победили ли мемы анекдоты: Мнение эксперта С прошлого года люди все чаще ищут в Интернете мемы, а не анекдоты. Тем не менее, люди по-прежнему интересуются юмористическими программами Comedy Club, "Уральские пельмени" и Stand Up. Половина россиян смеется над шутками и анекдотами при просмотре шоу по телевизору, а четверть - в Интернете.

Полина Колозариди: "Отчасти шутки продолжают существовать. Их много в Интернете. Но интернет-мемы стали более заметными, они коммерциализируются, и их легче "увидеть" в Сети".

Во многих отношениях мемы начали вытеснять шутки в реакции на текущие события. Дарья Радченко: "Нам кажется, что картинки доминируют над всем. Это не совсем так. В Сети еще много места для текстового юмора. Позднесоветские шутки действительно уступают место, но не мемам, а шуткам, которые называются one-liners.

Классический пример такого рода - короткие юмористические тексты в Twitter. Так что это не смерть шуток, а скорее соревнование между различными формами текста.

Выигрывают те, которые быстрее доставляются, легче воспроизводятся и не содержат сложных сюжетных схем.

Навигация

Comments

  1. дааа вот бы мне скорость побыстрее


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *