В других городах О суде Началом коренной судебной реформы в Российской империи считается введение нового Судебного устава, который был утвержден высшим судом 20 ноября 2005 года.

В провинциальной Самаре, однако, заметных изменений в этой сфере мы не наблюдали до осени следующего года. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример: Самарские палаты уголовных и гражданских судов уже через месяц после выхода царского указа о реорганизации всей российской правовой системы начали просить у городских и губернских властей новые помещения для своей работы.

Но только 8 ноября местное Дворянское собрание рассмотрело эту просьбу и в итоге предоставило палатам собственный зал судебных заседаний. А поскольку уже было известно, что в Самарской губернии, как и во всех других губерниях, вскоре будет открыт окружной суд, то почти одновременно губернское правительство приняло решение о строительстве нового здания для храма Фемиды в Самаре. Здание для Самарского окружного суда Для размещения высшего судебного присутствия губернии был выбран дом мещанина А.

Аксакова, который губернатор Г. Аксаков осмотрел для этой цели еще в году. Здание было выгодно тем, что находилось на Алексеевской площади Самары, считавшейся в то время главной площадью города, и, кроме того, было каменным, имело два этажа и просторные подвалы. А благодаря тому, что в 18 веке и в первой половине 19 века Самара неоднократно сжигалась почти дотла, к году дом Светова был одним из самых старых каменных домов в нашем городе. В уникальных дневниках К.

Головкина.

Головкин, известный самарский краевед и бывший купец, вел записи об истории этого здания. В году мещанин А. Мельников купил этот дом с надворными постройками, "в которых числилось 15 деревянных лавок". Уже тогда дом находился на углу Хлебной площади (позже она была переименована в Алексеевскую), а в советское время - на площади Революции и в Пробойном переулке, позже он стал Заводской улицей, а через год - улицей Венцека.

Правда, Головкин не написал в дневниках, что это был за дом в году - каменный или деревянный. Скорее всего, верна последняя версия, так как в те годы Самара была полностью деревянной, а каменных домов в ней было всего 20, в том числе несколько церквей, и все они были известны по счету. <Как уже говорилось, Самара пережила два самых страшных и разрушительных пожара в своей истории; с этого года она получила статус губернского города и стала застраиваться каменными или хотя бы деревянными зданиями на каменных фундаментах. В то же время архитекторы были обязаны проектировать так называемые брандмауэры - сплошные каменные или кирпичные стены без окон и дверей, высота которых превышала бы высоту крыши дома.

Это нововведение предотвращало распространение огня на соседние здания в случае пожара. Во время пожара в июне того же года упомянутый выше деревянный дом Мельниковых полностью сгорел, что подтверждается купчей того же года, согласно которой Мельниковы продали его мещанину А. Светову. Купчая того же года подтверждает, что Мельников продал "пустое место на углу Заводской улицы и Алексеевской площади" мещанину А. Светову. В течение следующих двух лет Светов построил на пепелище двухэтажный каменный дом с мезонином во дворе, а позже пристроил две лавки, выходящие на Заводскую улицу.

Помещение на первом этаже здания хозяин сдал в аренду купцу И. Санину для первого в Самаре магазина вина и колониальных товаров. Вход в магазин находился на углу улицы, а во дворе дома располагались прилавки и лавки, где продавались различные мелкие товары. Однако чуть раньше этой даты Свитов построил в Самаре на улице Соборной еще один двухэтажный каменный дом, в здании которого сейчас располагается Государственный архив Самарской области, адрес которого - улица Молодогвардейская. Оба дома владелец выгодно сдавал в аренду частным лицам, так как после каждого пожара арендная плата за помещения всегда резко возрастала.

В дальнейшем Светов также продолжал строить в нашем городе капитальные дома, оборудованные большими подвалами, которые затем сдавал в аренду местным властям под офисы.

Не удивительно, что губернатор Г. Аксаков, выбирая здание для размещения Самарского окружного суда, остановил свой взгляд на доме Светова, расположенном на Алексеевской площади. Уже в апреле этого года младший архитектор губернского правления Н.

Теплову было приказано составить необходимую документацию для перестройки этого здания с учетом специфики судебного учреждения. Вскоре после этого губернский архитектор М. Муратов сообщил губернскому правлению, что "в сентябре сего года я представил губернатору губернии проект и смету на перестройку дома мещанина Светова в помещение окружного суда в Самаре".

По смете аренда здания для Самарского окружного суда должна была влететь государству в копеечку, но ситуация разрешилась неожиданно быстро и очень дешево. В том же году по решению Самарской казенной палаты в казну были отчуждены три дома, принадлежавшие Светову: Алексеевская площадь, Соборная улица и дом Старой почты.

Это было сделано потому, что Светов имел хронические долги перед городом, часть из которых тянулась еще с год. Как ни странно, финансовая операция с конфискацией зданий оказалась весьма выгодной и для владельца.

Эксперты по недвижимости сразу же подсчитали, что если бы Свитову пришло в голову продать свои дома на аукционе, их общая стоимость вряд ли составила бы полную сумму, необходимую для выплаты долга. Таким образом, обе стороны сделки остались довольны: государство получило прекрасные здания для размещения своих учреждений, а Светов избавился от долгов перед городом и приобрел репутацию филантропа и благотворителя.

Реконструкция здания на Алексеевской площади, предназначенного для Самарского окружного суда, велась очень быстро. Если на момент постройки в году этот дом Светова не имел флигелей и занимал лишь угловую часть места, купленную у мещанина Мельникова, то в годах по проекту архитектора Н. Теплова здание увеличилось в длину более чем вдвое и вытянулось вдоль Алексеевской площади. <Но на этом его реконструкция не закончилась: в годах по проекту архитектора Ф. Засухина к старому дому Светова по Заводской улице была сделана еще одна пристройка. В новом крыле разместился большой зал для заседаний, а также кабинеты судей, судебных следователей и технического персонала суда. В то же время все здание получило свой новый облик в стиле модерн, который только входил в моду в первые годы XX века.

В это время храм Фемиды в Самаре приобрел тот облик, который он сохраняет почти неизменным уже более века.

Навигация

Comments

  1. нет,почему же можна на досуге помечтать о нереальном!


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *