Любовный напиток. Постановка Юрия Александрова. Сколько раз в жизни я упускал возможность побывать в прекрасной Казани! По нерасторопности, по лени, по глупости, наконец, а однажды, когда билеты и гостиница были уже забронированы, по болезни - из-за довольно серьезной и неприятной ангины. Повод для поездки в Казань - посещение Кремля и его музеев, интереснейшей Старо-Татарской слободы с музеем чак-чака, двух художественных музеев, литературных музеев Евгения Баратынского и Василия Аксенова, а в музей Максима Горького попасть не удалось, в великолепный образец стиля эклектика - Дом Ушковой, он же Национальная библиотека, в музеи советских игровых автоматов и социалистического быта, да и просто побродить по чудесным улочкам этого города, - на премьеру комической оперы Гаэтано Доницетти "Эликсир любви".

Режиссером спектакля выступил Юрий Александров, режиссер, чьи постановки не всегда и не всем по душе, но одно можно сказать точно: они никогда не бывают скучными. А "Эликсир любви" - это комическая опера, которая по определению не должна быть скучной. Так что они сошлись: город, который я давно хотел посетить, опера, которую я люблю, и режиссер, который еще не скомпрометировал себя ничем скучным в моих глазах.

История, которую рассказывает эта опера, а все оперы рассказывают историю, основана на средневековом романе "Тристан и Изольда", который читает в начале прекрасная Адина.

Если вы помните, юноша Тристан везет невесту своему дяде, который вырастил его и хотел сделать своим наследником. Но по дороге они с Изольдой случайно выпивают чудодейственное любовное зелье, которое дала ей его мать, чтобы сделать брак счастливым... В общем, все они погибли. Но любовь была! Это главное, что можно услышать от Неморино, влюбленного в Адину. И, как писал Аркадий Аверченко, все оборвалось... Я заинтересовался оперой "Эликсир любви", а потом влюбился в нее благодаря фильму Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино".

Лейтмотивом его в том смысле, который имел в виду Рихард Вагнер, то есть ведущим музыкальным мотивом фильма стал романс Неморино.

Вначале звучит романс "Неморино".

Вначале он звучит как будто с грампластинки, затем тему развивает композитор Эдуард Артемьев, а в конце герой фильма в полном отчаянии "Мне тридцать пять лет!"

.

С тех пор романс Неморино как бы затаился во мне, время от времени напоминая о себе, как, кстати, позже не менее знаменитая "Casta Diva" из оперы Винченцо Беллини "Норма", ставшая лейтмотивом другого фильма Никиты Михалкова - "Несколько дней из жизни И.

.

Когда Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поставил "Любовного пьяницу", я посетила спектакль, а потом повторила его. Режиссер Людмила Налетова поставила яркий и красочный, но довольно простой спектакль.

Она не нагружала его дополнительными смыслами, все было хорошо и так. Спектакль идет до сих пор, можете посмотреть. Второе мое посещение - это совместная постановка Мариинского театра и Королевского оперного театра Ковент-Гарден, в которой Адину в первом спектакле пела Анна Нетребко, а десятый и, к сожалению, последний я видел без нее.

Постановка была стильной, но самым запоминающимся моментом были огромные тюки сена для декораций. Я видел Анну Нетребко в роли Адины во время прямой трансляции "Любовного напитка" из Метрополитен-опера. И до, и после этого я видел певицу в разных постановках, и везде она была хороша. Но роль Адины и ее вокальная партия, казалось, были написаны специально для нее. Ее игривость, ее, скажем так, сердобольность, ее к тому времени довольно бугристые формы - все было на месте.

Роль Адины, казалось, была написана специально для нее. <Остальные исполнители были такими же, как она. Мне так понравилось шоу, что я посмотрел повторное представление некоторое время спустя. Именно на этом фоне мне предстояло оценить казанскую премьеру.

Я знал, что Юрий Александров адаптировал, с небольшими изменениями, свой собственный спектакль, поставленный несколько лет назад в Новой Опере в Москве. Но по ряду причин мне не удалось увидеть эту постановку. Возможно, это было к лучшему. <Это не помешало моей свежести восприятия. А она, эта свежесть восприятия, была очень нужна в этот раз. Дело в том, что это единственная постановка "Любовных напитков", которую я когда-либо видел, которую можно с полным правом назвать современной.

То есть такой, которой обычно интересуются прогрессивные оперные критики, независимо от последующей оценки, и которая ужасно не нравится консервативной публике. Хотя в начале спектакля ничего не предвещает беды - сцена просто утопает в роскошных декорациях и костюмах. То ли это карнавал, то ли какое-то театральное представление, например, пьеса в пьесе... И сама Адина в чем-то роскошном и лебедином, и даже в короне.

Ну, у меня есть гипотеза: вся эта роскошь - кость, которую режиссер бросил условной бабушке с буфами. Той самой, которая, например, во время постановки "Евгения Онегина" Андрея Жолдака в Михайловском театре все время переживала: как же так, во времена Пушкина и даже Чайковского не было ни стиральных машин, ни микроволновок! Этот театральный зритель со стажем очень любит постановки большого стиля и с большой неприязнью относится к постановкам с современными декорациями и персонажами, одетыми, не дай Бог, как люди с улицы.

Кость бросали, а потом снова играли, в самом конце. При этом на сцене были вездесущие японцы: как же без них? И даже одна смешная японка в инвалидном кресле - на самом деле, конечно, здоровая.

Но что это за молодой человек с фотоаппаратом и флагом с ними, явно не японец, наверное, гид? Это оказывается Неморино, незадачливый поклонник Адины. Как сказал поэт, чем меньше мы любим женщину, тем больше нравимся мы ей. А Неморино любит слишком сильно, и Адина это хорошо знает. Своенравная барышня решает немного помучить его, а что может быть лучше, чем флирт с другой?

И другой тут же появляется. Это бравый Белькоре, который не совсем понимает свое звание, ведь сначала он тоже в чем-то роскошном, а потом все больше в жилетке-алкоголичке, но в классической постановке как сержант, который тут же предлагает Адине руку и сердце. Что ж, она тоже не против, пусть и в шутку, но Неморино-то этого не знает! Четвертый герой, шарлатан Дулькамара, появляется прямо из зала со словами "Хватит!

Все это скучно и старомодно". Говорит он по-русски, хотя потом довольно быстро овладевает собой и поет несколько песен на итальянском. После демарша Дулькамара пьеса окончательно перестает быть шикарной и становится... современным? Но форменные брюки Белькоре с полосками... Но танкер с пивом... Но... О!

Магазин "Бахетле" - точно, действие происходит сегодня и, точно, в Казани. Или не в Казани? Ведь "Бахетле" - чуть ли не единственная провинциальная торговая сеть, сумевшая взять Москву в своем асимметричном ответе на взятие Казани Грозным? Кто-то в зале обрадовался: наконец-то немного креатива. Кто-то опечалился: мы видим такое каждый день... Итак, Дулкамара. Вроде бы лекарь. Но от всех недугов у него одно лекарство - так себе вино. И от излишней полноты дама в красном теряет свои объемы прямо на глазах у зрителей, они лопаются, как шарики, но это шарики, спрятанные под платьем!

И Неморино, потерявший остатки разума от любви и ревности, с надеждой спрашивает: а нет ли у Дулькамары приворотного зелья? Нет вопросов, конечно, есть. Утром - деньги, вечером - стулья. Неморино напивается и не замечает Адину. От обиды она решает выйти замуж за Белькоре, причем не в шутку, а всерьез.

А поскольку ему приказано выступать утром, свадьба должна состояться вечером. Но Дулькамара пообещал, что эликсир начнет действовать через двадцать четыре часа, а к тому времени он уже будет далеко!

Горе бедного пьяного Неморино не знает границ! А скрипка с мелодиями гораздо легче Доницетти в фойе уже много лет является традицией в театре, зрители ее любят. Второй акт начинается в тех же уличных декорациях. Звучит танго "Утомленное солнце", и, судя по оживлению в зале, большинство зрителей догадывается, что это не Доницетти. Неморино срочно ищет деньги на вторую бутылку зелья. И тут появляется Белькоре: он пользуется моментом - и вербует своего незадачливого соперника в солдаты.

Ничего, если его кудри будут отрезаны, зато деньги будут в его руках! Эликсир выпит - теперь можно петь знаменитый романс - о безответной любви. И ничего, что Неморино в шерстяном пальто и ушанке, и Беломорина прилипла к губе, зато снег падает - прямо как в сцене дуэли в настоящем, большевистском "Онегине"! Адина понимает, что затеяла игру.

Пусть дурак, но, как она сама с удивлением понимает, фаворит! Поэтому она покупает у Белькора контракт Неморино... Его не особенно волнует, что Адина сошла с рельсов - ведь хороших девушек так много! А в это время их общая подруга Джанетта открывает девушкам страшную тайну: богатый дядя Неморино умирает, и парень становится богачом и самым завидным женихом. Появляется пьяный Неморино - и все девушки тут же начинают вешаться на него.

По понятным причинам он объясняет это действием своего любовного напитка. А потом Адина и его контракт... Они мирятся на скамейке, под которой сидит японка в инвалидном кресле. В зале царит всеобщее ликование. На сцену одновременно выходят люди с улицы и люди в роскошных одеждах.

Поют и на итальянском, и на русском. Мне удалось запомнить такую фразу: "Сам маэстро Доницетти был влюблен и пьян". Что, наверное, полностью соответствует действительности. Вообще русского пения в спектакле не так много, поэтому оно и запомнилось. Хотя иногда, наверное, лучше не надо... Например, меня совсем не покорил русский текст шуточного дуэта Адины и Дулкамара "Люби меня, красавица, я известный депутат", где они препираются о том, что поднимается и что опускается, но все сделано так, чтобы зрители подумали то, что подумали, на грани фола, некоторые критики сочли это за гранью.

На сцене также есть два персонажа, которые поют, но очень занимательно: доктор, который осматривает новобранца Неморино, и адвокат-трансвестит.

Да, комическая опера может не все, но многое. Как сейчас принято писать, имхо, Юрию Александрову и постановочной группе в целом удалось провести корабль между Сциллой скуки и Харибдой пошлости.

Навигация

Comments

  1. Я извиняюсь, но, по-моему, Вы не правы. Я уверен. Могу это доказать. Пишите мне в PM, пообщаемся.


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *