В году этот закон разделил бывшую колонию на два доминиона - Индийский Союз и Пакистан. Разделенные по религиозному признаку, эти два государства с самого начала враждовали друг с другом.

Их непримиримое противостояние привело к вооруженным конфликтам в годах, в году Индия провозгласила свою полную независимость. Согласно принятой Конституции Индия стала федеративным государством с 25 штатами, созданными по национально-территориальному принципу, и парламентской республикой. Джавахарлал Неру стал первым премьер-министром независимой Индии. После обретения независимости правящей партией страны стал Индийский национальный конгресс (ИНК).

Был взят курс на создание смешанной экономики. Государственному сектору и планированию отводилась важная роль в развитии страны при сохранении частного сектора.

Неру удалось заложить основы для стабильного развития страны. На протяжении всего периода независимого развития Индии не было ни одного переворота или военного режима. Долгое время "клан Неру" - сам Дж. Неру до года обретения независимости, все они стояли во главе ИНК, который был правящей партией.

В годы ХХ века в Индии начала формироваться настоящая многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны подошел к концу. Укрепившиеся оппозиционные партии успешно выдерживали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В е годы впервые в истории страны стали формироваться коалиционные правительства без участия действующей Коммунистической партии.

За годы независимости Индия добилась значительного прогресса. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в х годах отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно-командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира.

Экономическое развитие страны шло в основном за счет современного сектора. Поэтому с 1994 года уменьшился государственный контроль над частным бизнесом, были снижены налоги, либерализована торговля, приватизированы некоторые государственные предприятия.

Это привлекло иностранные капиталовложения и помогло улучшить финансовую ситуацию в стране. Темпы развития индийской экономики заметно возросли. Однако сегодня Индия остается страной контрастов, где передовые научно-технические инновации, включая атомную и космическую промышленность, существуют параллельно с экономической отсталостью.

Основной социально-экономической проблемой современной Индии является перенаселенность города. Значительная часть населения страны не участвует в современном производстве и, соответственно, не получает от него выгод. Относительную социальную стабильность сохраняет кастовая система, традиции которой чрезвычайно живучи.

Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов. Внутриполитическая ситуация осложнилась обострением межобщинных отношений, прежде всего между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В годы прошлого наблюдался рост индуистского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране.

Межобщинные столкновения приводили к огромным человеческим жертвам и представляли вполне реальную угрозу территориальной целостности страны. Вторая мировая война привела к фундаментальным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии.

Экономика, особенно сельское хозяйство, находилась в кризисе. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких народных масс. Резко обострилось противоречие между стремлением к независимому развитию Индии и колониальным господством Англии, что породило с лета того же года мощное антиимпериалистическое движение. Оно объединило основные слои населения и, в силу исторических обстоятельств, возглавлялось национальной буржуазией, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс <1>. <Несмотря на стремление ограничить свои действия "ненасильственной борьбой", возникло движение протеста против отправки индийских войск в Индокитай и Индонезию и кампания в защиту Индийской национальной армии. В начале года стало очевидным единство религиозных общин, национальностей и политических течений.

В конце года прошли выборы в Центральную и провинциальные законодательные ассамблеи. Однако в результате политики противостояния религиозных общин и нежелания предоставить Индии полную независимость года.

С февраля по июнь года. После того как план вступил в юридическую силу в виде Акта о независимости Индии от 15 августа года, они с самого начала были резко разделены по религиозному признаку. Само их разделение происходило в обстановке обостренной вражды, жестоких преследований и резни, стоившей почти миллионов человеческих жизней только в Пенджабе, где резня и погромы унесли около 1 000 000 000 жизней.

Ситуация усугублялась тем, что княжествам была предоставлена свобода выбора, в результате чего ряд князей на территории Индии, большинство из которых были мусульманами, выразили желание - против воли преимущественно индуистского населения княжества - присоединиться к Пакистану.

Это потребовало вооруженного вмешательства правительства Индийского Союза. Раздел вызвал поток миллионов беженцев и взрыв националистических и шовинистических настроений. Нелегко было перестроить экономику каждой части того, что раньше было единым организмом: Пакистан потерял богатые сельскохозяйственные районы, которые поставляли хлопок и джут для индийской текстильной промышленности. <В стране не хватало хлеба. Промышленность стала зависеть от иностранного оборудования и капитала. Они были оформлены Учредительным собранием в виде конституции новой Индии, которая вступила в силу в январе.

Провозглашена была Республика Индия, но она являлась членом Британского содружества наций, то есть сохраняла привычные связи с бывшей метрополией. Первые выборы в законодательные органы страны и штатов состоялись в 2005 году. В 2006 году правительство возглавил Дж. Неру. Индия пошла по капиталистическому пути развития. Цивилизационные основы там оказались принципиально неблагоприятными для марксистско-социалистических экспериментов, хотя в Индии существуют две влиятельные коммунистические партии, одна из которых много лет провела у руля правительства штата Бенгалия.

Но демократические традиции, принесенные в Индию британцами, прочно укоренились в местной структуре. В Индии начала реализовываться концепция "общества социалистического типа", рожденная Дж. Неру. Она включала смешанную экономику с приоритетом государственного сектора, демократическое единство сильного центра и наделенных властью регионов, планирование народного хозяйства по пятилеткам.

Общей оценкой преобразований 1950-х - начала 1990-х годов был путь к компромиссным, социал-реформистским преобразованиям. Все в этой концепции оказалось жизненно важным и придало развитию Индии устойчивый динамизм. Первой серьезной реформой была аграрная. Ее суть заключалась в ликвидации слоя посредников-заминдаров и передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Результатом реформы стало сокращение доли арендаторов и превращение основной массы крестьян в землевладельцев.

Для уменьшения влияния ростовщиков в стране были созданы кооперативы, поддерживаемые государством. В 60-е годы аграрные реформы были дополнены серией передовых агрономических методов и приемов, связанных с "зеленой революцией", направленных на радикальное улучшение сельскохозяйственного процесса.

За прошедший год Индия прекратила импорт продовольствия и достигла полной самодостаточности. Сегодня страна в основном справляется с продовольственной проблемой, хотя значительная часть ее населения крайне недоедает. Экономическая политика основывалась на двух важных принципах: развитие государственного сектора в промышленности и плановое управление народным хозяйством. С 1990-х годов развивается прямое сотрудничество с частным капиталом, происходит слияние двух секторов.

Основными направлениями экономической политики всех правительств империи инков были: а) усиление государственных инвестиций в базовые отрасли промышленности; б) дерегулирование частного сектора; в) укрепление национальной денежной системы и финансов, укрепление национального рынка.

Индийское промышленное производство в целом выросло в 2,5 раза к середине 20-х годов. Индия превратилась в одну из индустриально-аграрных стран. В то же время в этом процессе наблюдались и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность некоторых предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств для решения острых социальных проблем.

Ориентация на капиталистическое развитие гармонично сочеталась в республиканской Индии с общими политико-правовыми установками, уходящими корнями в классическую Вестминстерскую парламентско-демократическую систему власти. Согласно конституции, Республика Индия представляет собой союз, включающий 25 штатов и 6 союзных территорий. Законодательная власть принадлежит двухпалатному общеиндийскому парламенту и законодательным собраниям штатов; исполнительная власть находится в руках общеиндийского совета министров в Дели и правительств штатов, возглавляемых главными министрами.

Формально президент считается верховным главой исполнительной власти страны; фактически власть находится в руках премьер-министра. Политический процесс в стране основан на состязательной партийной системе с полной свободой для партийных коалиций. Английский язык по-прежнему считается общеиндийским языком. Поскольку большинство людей неграмотны, символы играют важную роль в борьбе за избирателей.

Для ИНК это образ священной коровы. Партиям трудно объединить людей вокруг идеологического вопроса, потому что общество все еще разделено по многим вопросам. Избирательные кампании свидетельствовали о стабильности симпатий основной массы избирателей: с года здесь присутствуют коммунистические левые. Она была представлена в основном ИНК, позже также коалицией оппозиционных групп, таких как Партия Джаната, которая находилась у власти в -2016 году.

Навигация

Comments


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *