Сегодня Вуа-Вакон - коммуна в департаменте Мёз на северо-востоке Франции. Кюньо решил проявить свои инженерные таланты на службе своей стране, поэтому он стал военным инженером. Разработки новых винтовок и изготовление бомб быстро сделали его знаменитым человеком. В течение нескольких лет Кюньо вынашивал идею создания артиллерийского тягача, который избавил бы его от необходимости тащить тяжелые орудия с помощью тягловых животных - лошадей, волов и мулов.

Для этого инженер подробно изучил конструкцию паровых машин Джеймса Уатта и Дени Папена.

Размеры этих агрегатов были слишком велики, и Кугно хотел приспособить паровой двигатель в качестве привода "безлошадной повозки". Существующие конструкции не могли поместиться на карете. Быть первым Для изобретателя отсутствие чего-либо в природе - это не тупик, а вызов. До Куньо не существовало компактных паровых двигателей, пригодных для установки на дорожные кареты, поэтому он решил стать первопроходцем. В процессе строительства возникли проблемы - двигатель оказался слишком большим.

Куньо пришлось остановить работу, так как средств на продолжение не хватало. Он пытался получить дополнительное финансирование от французского правительства, но безрезультатно. Изобретатель был уже на грани того, чтобы распрощаться со своей идеей, но судьба распорядилась иначе. Он неоднократно ходатайствовал об аудиенции у министра обороны, и, наконец, встреча была назначена. Сам министр не стал вдаваться в технические тонкости и поручил разобраться в вопросе генералу де Грибиеву, который разбирался в механике.

Генерал оценил потенциал разработки Куньо и поддержал идею подготовки прототипа. Изобретатель принялся за работу, которая продолжалась пять лет. К году первый прототип, названный "маленькой тележкой Куньо", был готов. Он успешно прошел испытания, то есть показал способность двигаться и выполнять полезную работу - перевозить грузы.

Сегодня этот паровоз находится в Парижском музее искусств и ремесел и прекрасно сохранился. В следующем году инженер представил "большую телегу" Cugniot, полноразмерное транспортное средство, пригодное для перевозки артиллерийских орудий.

Сам изобретатель называл машину повозкой, "приводимой в движение действием водяного пара, образующегося при горении", или просто "огненной повозкой". Рождение и смерть проекта

Повозка Кюньо была трехколесной. У нее было одно колесо спереди, сразу за котлом, и оно было ведущим. В версии, представленной в году, котел не имел собственной топки, поэтому под ним разжигали огонь, чтобы нагреть воду. Когда давление пара достигало нужного уровня, машина начинала двигаться. Вертикальный паровой цилиндр устройства вращал переднее колесо, снабженное зубчатыми колесами.

Запаса давления хватало примерно на одну минуту работы. После этого необходимо было снова наполнить котел водой и развести огонь. Трактор мог развивать скорость не более 5 километров в час. Но даже этот вариант оказался интересен для армии. Гораздо проще было держать на позициях запас дров и воды, чем заводить животных для перетаскивания пушек. В результате Куньо взялся за разработку более крупной и мощной машины.

Он был испытан 22 апреля. Изобретатель упростил управление "огненной телегой", оснастив котел собственной топкой. Демонстрация прошла успешно, но во время движения проявилось несовершенство примитивной системы управления. Ее заклинило, агрегат врезался в стену и упал на глазах у огромной толпы. К лету года аппарат был отремонтирован, но политическая ситуация изменилась - министр, покровительствовавший Куньо, попал в опалу, и разработка лишилась финансирования.

Неудачные испытания и несоответствие некоторых запрошенных спецификаций также повлияли на судьбу проекта. Машина с собственной топкой могла двигаться непрерывно, но не развивала требуемой скорости в 15 километров в час. Артиллерия с такими тягачами осталась бы позади маршевых колонн войск. Однако даже при такой судьбе разработку Николя Жозефа Кюньо можно считать успешной.

Во-первых, его машины не пропали, они были восстановлены и доступны интересующимся исторической техникой в музейных экспозициях. Во-вторых, "огненная телега" показала возможность создания полезных самодвижущихся машин для человека, что подстегнуло работу последующих изобретателей.

Николя Жозеф Кюньо прожил долгую жизнь - он умер в Париже в возрасте 79 лет.


Навигация

Comments

  1. Слышал эту историю лет так 7 назад.


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *