В этот день, ровно 45 лет назад, советские зрители впервые увидели и навсегда полюбили эту картину. С тех пор музыка к фильму узнаваема с первых нот, а на цитатах главных героев и крылатых фразах выросло не одно поколение. Приключения заведующего детским садом Трошкина, которого сыграл Евгений Леонов, называют нестареющим "хитом". История создания фильма "Джентльмены удачи" Картина "Джентльмены удачи" - яркий пример того, как разительно задуманное может отличаться от сделанного.

В январе года мать Трошкина, которого сыграл Евгений Леонов.

В январе этого года маститый режиссер Георгий Данелия и молодая писательница Виктория Токарева принесли на "Мосфильм" сценарную заявку под условным названием "Рецидивист". Это предложение и появившаяся два года спустя лента не имеют практически ничего общего. Разве что Косого сыграл Савелий Крамаров.

Даже герой Евгения Леонова, на которого был сделан основной акцент в сценарии, по ходу действия менял профессию и привычки. Если в первоначальной версии он был майором милиции, то в картине он предстает добродушным воспитателем детского сада.

По замыслу Данелии и Токаревой, роли должны были распределиться следующим образом: Ролан Быков - фальшивомонетчик по прозвищу Миллиметр; Юрий Никулин - профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов - мошенник по прозвищу Чувак.

.

Угоняет машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров - мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый - по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не хотел вновь появляться на экране в комедийной роли, у Быкова были более важные дела. Сюжет переписывали, придумывали новых героев и мучительно искали актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, художественный комитет отсеял десятки претендентов.

Многие из этих проб прошли вполне успешно, но выбор в итоге пал на Георгия Вицина. Правда, с пометкой "поработать над гримом". На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла неразбериха.

Худсвету показалось, что во время прослушивания актер полностью выкладывается всего в одном небольшом эпизоде. Но хватит ли у него актерского мастерства, чтобы сыграть полнометражную роль?

Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косова. Дольше всего длился подбор исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но после того, как правоохранительные органы Еревана намекнули, что Фрунзик на "особом счету" за какие-то правонарушения, этот вариант отпал. И тогда со всей страны на "Мосфильм" стали стекаться люди "нерусской национальности". В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным.

Протокол заседания художественного совета гласил: "Ни один из представленных на кинопробу не годится для кинопробы и я. Когда не повезло и Рутбергу, снова начали отбирать претендентов. И только тогда обратили внимание на Раднера Муратова, актера Государственного театра киноактера, ставшего тем самым неподражаемым Василием Алибабаевичем. <Как советская власть могла не запретить комедию, где главные герои - воры и преступники, где с экрана льются уголовные разговоры? Наверное, благодаря авторитету Георгия Данелии, который предстает в довольно необычной роли - не режиссера, а художественного руководителя картины.

И все же - на всякий случай - после долгих обсуждений сценарий был разослан почти всем крупным милицейским чинам: на согласование. Каждый из отделов, ознакомившись с сюжетом, внес свои поправки. Кузнецова: "Авторам в большинстве своем, несомненно, удалось, используя острый комедийный сюжет, разоблачить и высмеять лживую романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления.

Создателям фильма, несомненно, удалось, используя острый комедийный сюжет.

Вызывает недоумение образ полковника Верченко, представителя "всесоюзного следствия". Авторы наделили его всевозможными пороками: он малокультурный, неискренний, резкий, раздражительный и т.д. Полковник Верченко, естественно, является собирательным образом. Поэтому его морально-деловые качества следует понимать как суть имиджа многих высокопоставленных и ответственных должностных лиц органов, призванных бороться с преступностью.

Не понравился сотрудникам МВД и распространенный криминальный язык героев фильма: "Текст сценария явно перенасыщен уголовным жаргоном. Есть серьезные опасения, что фильм, снятый по этому сценарию, станет пропагандистом "блатной" терминологии, которая может быть поддержана молодежью". Сценаристам пришлось вложить в уста своих героев более невинные бранные слова: колбаса, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор.

Интересные факты о фильме "Джентльмены удачи" Многие уверены, что "Джентльменов удачи" снял Георгий Данелия. На самом деле режиссером картины является Александр Серый. Просто в те годы за Греем прочно закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь. А произошло вот что. В году, на вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавой дуэли будущий директор вышел победителем.

Его соперник, молодой архитектор, остался инвалидом на всю жизнь, а Грея, вместо защиты диссертации, перевели со съемочной площадки в колонию. На пять лет. Что удивительно: когда Грей вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой разгорелась ссора, преданно ждала своего Отелло.

Они поженились.

Они поженились, и у них родилась дочь. Еще более удивительно, что в кинематографических кругах режиссера, которого "выгнали" из зоны, приняли вполне радушно. По крайней мере, кислород ему не перекрыли, боссы "Мосфильма" даже доверили новобранцу два фильма. Имя их, правда, уже кануло в Лету, поскольку картины получились, мягко говоря, не очень удачными. <Как кассового режиссера Серея на "Мосфильме" никто не воспринимал. Кроме Георгия Данелии, который перед съемками "Джентльменов" лично убеждал Художественный совет, что Александр Иванович еще может сделать приличную картину. Кстати, вот еще один забавный факт. Когда Серый пришел обсудить будущее фильма с уже назначенным консультантом МВД - Ильей Голобородько, тогда первым заместителем начальника политуправления Главного управления исправительно-трудовых учреждений министерства, - он отправил режиссера... в тюрьму.

.

Он сказал, что если вы хотите, чтобы картина была достоверной, вы, человек творческий, должны поехать в колонию и лично поклевать недельку-другую тюремной еды. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии, на случай, если его уберут из режиссерского кресла, поэтому послушно ушел на две недели в тюремную камеру под Горьким.

При этом он признавался, что все это время спокойно просидел в гостинице. Прокатная судьба фильма была определена - как это часто бывало - генеральным секретарем Леонидом Брежневым. Он одним из первых посмотрел фильм у себя на даче - и каждый кадр подробно комментировал полковнику Чурбанову. В то время зять генсека работал в МВД, поэтому многое знал о жизни в колониях. В результате неподдельный интерес Брежнева к фильму снял все вопросы. Обсуждение фильма на заседании совета прошло на удивление мирно. Единственной жалобой было то, что золотой шлем, который достали из проруби потенциальные преступники, выглядел на экране слишком ненастоящим.

Администрация была настолько довольна, что молодому сценаристу Виктории Токаревой даже увеличили гонорар - к уже выплаченной немалой сумме в шесть тысяч рублей добавили еще две тысячи. Впрочем, на режиссерском темпе успеха картины это не сказалось. Комедия "Джентльмены удачи" стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы "Ты - мне, я - тебе" и "Берегите мужчин". Но превзойти самого себя ему не удалось. Прошло 45 лет, но "Джентльмены удачи" по-прежнему превосходят все существующие рейтинги на любом телеканале.

И сколько бы раз вы его ни смотрели, он не надоедает. Как выдержанное марочное вино. Потому что сделано оно по лучшим профессиональным рецептам хорошего советского кино.

Александра Серого, режиссера фильма, человека с довольно странной судьбой, уже давно нет в живых. Его посадили в тюрьму из-за вспыльчивого характера. Отсидев срок, снял "Джентльменов удачи", при этом очень тяжело заболел, у него диагностировали рак крови. Снимая комедии, сам он жил в "жанре" трагедии. Его постоянно преследовал, пытаясь отомстить, человек, которого он сделал инвалидом. Его преследователь, болезнь и неустроенность жизни ввергли Александра в глубокую депрессию.

В конце концов он покончил жизнь самоубийством. Начало "Джентльменов удачи" положила дружба. Именно эта дружба побудила молодого режиссера Георгия Данелия, уже прославившегося фильмами "Сережа", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три" и "Не горюй", помочь своему другу и сокурснику, тогда еще безработному Александру Серому, вышедшему из тюрьмы, запустить новый фильм. Для этого Данелия и взялся написать сценарий комедии. А в качестве помощницы позвал модную сценаристку Викторию Токареву.

В киносообществе упорно сплетничали об их бурном романе во время написания сценария, хотя жена Данелия, Любовь Соколова, молчала и не подавала виду, что знает об этом.

Но сценарий оказался успешным. Виктория Токарева рассказала, как они втроем начали писать сценарий: "Мы пришли в дом к Данелии. Шурка Александр Серый и я... в процессе Данелия сказал: "Шел верблюд по пустыне", и тут как будто открылся Сезам. От неожиданности все засмеялись, и это продолжалось. Кстати, эта сцена доставила много хлопот съемочной группе. Почему-то все думали, что в Самарканде нет проблем с "кораблями пустыни". Но найти верблюда смогли только в зоопарке.

Верблюда разместили на заднем дворе гостиницы, в грузовике. Когда пришло время его снимать, вдруг выяснилось, что он обрил голову с одной стороны.

Навигация

Comments

  1. Кто нить может подскажет!!!!!


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *