Храм занимал ту часть современной Сенной площади, где сегодня находится вход на станцию метро "Сенная площадь" - по диагонали, прорезая площадь. Очень большой, на фотографиях он напоминает другие церкви петровского барокко: Спасо-Преображенский собор, Александро-Невскую лавру, Петропавловский собор.

Спас на Сенной был взорван в ночь с 1 на 2 февраля. Снаряды были установлены на несущие конструкции, они срабатывали один за другим - столбы, крыша и купола, стены. Еще несколько дней над площадью стояла пыль.

Сохранение на Сенной до взрыва. Источник После взрыва. Источник Причиной сноса стала необходимость строительства нынешнего вестибюля станции метро. Фактически медленно разрушающаяся церковь лишилась своего статуса в тот год, когда она стала лакомым кусочком для архитекторов и городских чиновников. В сентябре 2005 года газета "Вечерний Ленинград" написала об избавлении от "позорного пятна на Сенной площади", объявив об открытии на ее месте станции метро "из стекла и стали". <В антиутопии Евгения Замятина "Мы" город почти полностью сделан из стекла, а стекло в литературе часто является символом тоталитаризма. Понятно почему: через него легко шпионить. Победоносцеву понравилась именно эта версия, которая является наиболее радикальной.

У церкви были защитники, которые настаивали на ее исключительной культурной ценности, и считалось, что архитектором мог быть сам Бартоломео Растрелли. Они направили письмо министру культуры СССР Е.Фурцевой с просьбой сохранить здание на Сенной улице. В Ленинград была направлена группа для обмера церкви и решения вопроса о ее сносе или реконструкции. Особой задачей считалось найти мемориальную доску года, на ней было бы установлено имя архитектора церкви.

Подробнее

Экономически процесс сноса церкви вряд ли мог предоставить необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации, достаточно трудоемких и не всегда удачных из-за отсутствия опыта их проведения и короткого зимнего дня. Поэтому наряду с этим мы решили обмерить церковь вручную, как позволяло отсутствие строительных или иных лесов и, главное, ограниченность рабочей силы", - вспоминает доктор архитектуры В. В. Ковалев.

За день до взрыва в Ленинград пришло письмо от Фурцевой: она запрещала взрывать церковь, так как она имеет особое историко-культурное значение. Письмо было доставлено в Главное архитектурно-планировочное управление ГлавАПУ, где его вскрыли, тщательно запечатали и отправили в Управление Ленметростроя, которое должно было непосредственно отвечать за взрыв.

Там письмо не тронули и вернули обратно в ГлавАПУ. Дата отправки выпала на нерабочий день. Эта случайная небрежность стала причиной архитектурной катастрофы последующих дней. Денисовы стали свидетелями разрушения церкви, стоявшей на углу Садовой улицы и Алексеевского переулка. Это было почти галлюцинацией, когда с грохотом содрогнулась земля и церковь как-то медленно осела, превратившись в огромную кучу строительного мусора. <Колокольня же сначала накренилась вправо, а затем почти целиком оказалась перед нами. Смирнова "Очерковая история" Взрыв был рассчитан так, чтобы его сила ушла в землю, но, будучи достаточно мощным, он повредил даже сваи Исаакиевского собора. Станция метро, построенная на месте храма, была названа в честь площади, на которой он стоял, "Площадь Мира". Анненкирхе встречает молодого человека, вернувшегося с чеченской войны осенью, мрачными, блеклыми красками, дождем и песнями группы Nautilus Pompilius.

Навещая своего брата в Санкт-Петербурге, герой этой истории случайно оказывается в маленьком дворике, где, если не знать об этом, церковь совершенно неузнаваема. Но она там есть. Это лютеранская церковь Святой Анны, или Анненкирхе на немецком языке, одна из самых известных и красивых церквей Санкт-Петербурга. Это, конечно же, место действия культового фильма Алексея Балабанова "Брат". Анненкирхе его времени - это рок-клуб, перестроенный из кинотеатра.

Там ничего не взрывали, просто играла музыка. Фрагмент фильма "Брат", на заднем плане, за решеткой - Анненкирхе. В то время и до революции лютеране были второй по величине религиозной общиной в стране. К июню Анненкирхе посещали 12 000 прихожан. Когда советские власти начали преследовать православных, на лютеран некоторое время смотрели сквозь пальцы, хотя и понимали, что снисхождение было лишь временным. В х на базе Анненкирхе даже разрешили открыть что-то вроде семинарии, хотя это слово, конечно, не употреблялось, название было завуалированным - "Евангелическо-лютеранские библейские курсы".

В то время лютеранам не разрешили открыть семинарию.

Но уже в М религиозная деятельность в этом месте была насильственно свернута. В то время церкви часто изымались из церковной собственности и приспосабливались к нуждам нового государства. Так Анненкирхе была превращена в кинотеатр "Спартак" в м году. Это был единственный в стране кинотеатр так называемого последнего показа: там можно было увидеть фильмы, которые больше нигде не демонстрировались, или ретроспективу.

Это был единственный кинотеатр в стране.

В прокате были даже иностранные, "капиталистические" фильмы - не более одного-двух сеансов в день. Именно здесь мы впервые увидели диснеевские фильмы "Бэмби" и "Белоснежка", фильмы с Вивьен Ли и фильмы Микеланджело Антониони, итальянские, американские и немецкие фильмы. Раз в месяц приходило 20-30 фильмов в огромных банках, сразу вывешивались афиши.

В конце месяца у нас было много фильмов в огромных банках. <Было очевидно, что билеты на все показы раскупались мгновенно. Я с трудом доставала билеты для своих друзей", - рассказывает звукорежиссер Анастасия Иванова.

Источник Интерьеры кинотеатра "Спартак". Источник Но Данила Багров приходит сюда не для того, чтобы смотреть кино. В первой части фильма "Брат" он встречается здесь, во дворе Анненкирхе, с Кэт "Ты всегда найдешь меня здесь", - говорит девушка. Конкретное место действия - рядом с барами полуподвального музыкального магазина Rock Island, где и сегодня продаются пластинки.

Место действия фильма - во внутреннем дворе Анненкирхе.

Анненкирхе в их время - это уже не кинотеатр, а клуб. В е на месте кинотеатра "Спартак" появился легендарный рок-клуб "Спартак". Там играют "Аквариум", "Гражданская Оборона", "Король и дурак", "Ночные снайперы".

Последний концерт был в тот год, когда на сцену вышла группа "Ленинград". Я сам ходил на два концерта и не знал, что это храм. Я и не думал, что когда-нибудь буду в нем служить. В нынешней часовне в то время был круглосуточный бар. В холле на втором этаже стояли игровые автоматы, по сути, казино. Наркотики продавались открыто. Проводились тантрические вечеринки и любительские конкурсы стриптиза", - вспоминает дьякон церкви Евгений Раскатов. Анненкирхе в каком-то смысле повезло.

И кинотеатр, и рок-клуб не нанесли особого ущерба ее уникальной архитектуре - позже она пострадала от пожара. Сейчас здание принадлежит лютеранской церкви и находится на реконструкции, но в нем часто проводятся концерты и выставки, а на Рождество весь город приходит туда на самую красивую рождественскую ярмарку. Руководство Анненкирхе активно ведет канал на YouTube, на котором рассказывает, в том числе, об истории церкви. Манера перестраивать здания под спортивные центры стала чем-то вроде моды.

Так, церковь Святой Екатерины превратили в спортивную школу, ворота Киево-Печерской лавры - в каток, церковь Милостивой иконы Божией Матери в Галерной Гавани - в станцию подготовки водолазов, Николаевскую объединенную церковь - в музей Арктики и Антарктики, а из Петрикирхи построили... бассейн.

Петрикирхе Петр I, планировавший основать на балтийских болотах новую столицу, активно привлекал к этому делу европейцев. Со временем немцы стали одной из основных этнических групп империи. Об их многочисленности свидетельствуют названия районов и улиц застройки Санкт-Петербурга: Немецкая набережная, Немецкая слобода и Большая Немецкая улица. Уже в году большая немецкая община получает от Петра II земельный надел на Невской улице, тогда еще безымянной.

Первое здание было деревянным, и оно быстро пришло в негодность. В году немецкая община поручает архитектору Александру Брюллову построить новую церковь. За пять лет он возвел одну из крупнейших церквей Российской империи - лютеранскую церковь святых Петра и Павла Петрикирхе. Она сочетает в себе черты русского классицизма и романской базилики, а ее алтарная часть украшена масштабной картиной "Христос на кресте" работы Карла Брюллова, брата архитектора. У Петрикирхе 21 прихожанин.

После революции их число быстро сократилось. Когда прихожане собираются в канун Рождества, они не могут попасть внутрь: церковь закрыта. Ее пасторы были арестованы и позже расстреляны. Украшения церкви были частично разграблены, а "Христос на кресте" передан в Русский музей. Но церковь святых Петра и Павла не должна быть разрушена, ее значение для архитектурного облика города признано всеми.

Советское правительство использует Петрикирхе как склад театра Ленгосэстрады. С годами - там размещаются воинские части - здание приходит в упадок. В м году его перестраивают под плавательный бассейн Балтийского морского пароходства.

Автором проекта является архитектор А. Он меняет планировку и полностью переделывает интерьер. Самое главное, он строит 25-метровую железобетонную чашу бассейна в центральном нефе и платформу для прыжков в воду в алтаре.

С трех сторон зала строятся трибуны для сидения. Новый бассейн в центре торжественно открывается в м. В бассейне плавало не одно поколение петербуржцев.

Но мы в нем плавали. Так что мы тоже, можно сказать, прошли своеобразное крещение", - говорит Яна Б. Естественно, постоянная сырость не пошла на пользу церкви: фундамент начал разрушаться, несущие колонны и стены оседать, в кладке появились трещины, штукатурка отваливалась. Когда в году здание вернули верующим, они попытались разобрать чашу бассейна, но из-за особенностей ее конструкции сооружение начало разъединяться. Архитекторы Ф.

.

Навигация

Comments


Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *